все права на использование названий и представленных на сайте идей и проектов защищены законом об авторском праве
Искусство прекрасного.
Bell'Art: Женский Взгляд в произведениях искусства
О проекте.
Я понял, Учитель, что наше устремление к красоте, наконец,
наше слияние с красотой есть то, что составляет половину нашей духовной жизни.
Это не половина духовной жизни, а это вся духовная жизнь..."
Проект открылся 21 августа с салонного показа в Выставочном зале ("Exhibition Hall") гостиницы "Катерина" (Шлюзовая наб,6/1, напротив RiverSide Towers). Включает экспозицию произведений изобразительного и фотоискусства, театральную постановку и перформанс). Каминный зал VIP гостиницы отведен для эксклюзивных салонных показов. Проект поддержали: PlusMinusMedia, Golds Gym, Saint Springs, ZenCoffee, Katerina hotel. Организатор: GeraGallery. Автор концепции и куратор: Элен Гера
Истоки проекта:
Солнечная страна. Вечный город. Залитая солнечным светом лужайка Форума. Человек, озаренный счастьем, читает газету. С газеты смотрят крупные буквы, складывающиеся в слова: цитата "Finche viviamo, dobbiamo imparare l'arte da vivere" - Сенека "Пока живем мы должны учиться искусству жить".
Туманный Альбион. Арт-проект "Апокалипсис" в Королевской Академии Искусств. Первый зал - катакомбы. Второй - убитый метеоритом Папа Римский. Третий - портреты умерших в розовых очках. Четвертый - бесполые духи в инопланетном корабле мира. Пятый - комната молодого мужчины, доведенного до отчаяния и самоубийства непониманием своего любовника. Шестой - тень на стене в форме влюбленных, встречающих романтично рассвет, тень отбрасывает огромная мусорная куча. Седьмой - мастерски снятый видеоролик борьбы ...между мужчиной и женщиной. Это - наш век глазами современных британских художников. Проекция мышления постиндустриальной эпохи на рубеже веков.
Москва. "Искусство вообще и изобразительное искусство в частности пребывает в руинированном состоянии: нет новых имен, еще сложнее со свежими идеями, закрываются галереи, мало эпохальных выставок. Москва превращается в среднестатистический европейский город: чуть поскучнее Парижа, чуть повеселее Хельсинки. Искусству отныне отдан свой строго определенный сегмент жизни: оно перестало быть всей жизнью - единственно возможной областью безграничной творческой и экзистенциальной свободы. Оно утратило то центральное положение, которое занимало практически все годы советской власти, поэтому и все, в нем происходящее, кажется сегодня пресным... Единственно, пожалуй, звездой мирового класса, рожденной в перетрубациях перестроечных лет, стал Олег Кулик, совершенно выдающийся перфоманист, сделавший впечатляющую акцию из собственной жизни. Он придумал себе сценический образ человека-зверя. В Роттердаме, на выставке "Манифеста-1" Кулик в течение месяца изображал "собаку Павлова" и жил "собачьей жизнью" - голый, в будке, на ошейнике. Над ним проводили научные опыты.... Внутри страны медленно, но верно набирает силу феминистическое движение. Феминистические выставки - пожалуй, самое интересное, что сейчас происходит в Москве. Например, художница Антошина показала проект: фотографические ремейки классических картин - "Девочка на шаре", "Завтрак на траве", "Олимпия" - где в образе главных героинь выступали обнаженные мужчины......."
Вектор мысли: Неужели современное искусство ассоциируется только с деструктивизмом постиндустриальной эпохи, цинизмом больших городов, а российское с перфомансом Кулика и феминистическим движением, которое на Западе уже приобрел гипертрофированные подчас уродливые формы? Если это так, то данный проект является доказательством , что реальность не так однопланова. Он демонстрирует несколько иное, но тоже современной и вечно актуальное искусство - искусство ПРЕКРАСНОГО.
Работы, представленные в проекте, посвящены вечным ценностям: красоте и гармонии окружающего и внутреннего мира, взаимоотношений, любви и всему прекрасному, что делает жизнь ценной, - ценностям, которым поклоняется Женщина. Мир женщины, ее позиция по отношению к окружающему миру, способность чувствовать и выражать его иначе, чем мужчина, рождает совершенно особое искусство. Искусство прекрасного (Bell'Art) - так называется проект, представляющие ожерелье из произведений искусства, созданных Женщиной. Проект раскрывает многогранность ее творчества, основой которого является стремление к прекрасному. Являясь катализатором дискуссий о роли женщины в обществе, акценты, поставленные в представленном творчестве, диссонируют с модными постулатами современного феминизма, потому что не противопоставляет мир Женщины миру Мужчины, ибо одно есть естественное дополнение другого, считают участницы проекта, и если между ними возникает овраг непонимания и вражды, это лишь из-за обоюдного нежелания понять, принять или хотя бы согласиться с правом сосуществования иной точки зрения.
Внутренний мир женщины причудлив и противоречив, поэтому экспозиция выставки выстроена в форме лабиринта, наполненного множеством вещей и образов, составляющих мир женщины. Мир глазами женщины в мгновениях, отражающих вечность, в миге, наполненном вселенной, в деталях, уносящих мысли к целому. Открытость и нежность женской души, доверительность, терпимость, жизнелюбие и поклонение красоте, завораживающая экспрессия цвета и форм, мистическая динамика красок в представленных картинах, каждая из которых есть маленький мир, живущий своей жизнью по законам красоты и гармонии, каждая есть маленький шедевр.
Выбранные работы для экспозиции - лучшие последние работы популярнейших художниц,
для постановки - модная, получившая высочайшие оценки в Европе, комедия француженки Ясмины Реза.
Экспозиция: Уникальные техники и направления в живописи и графике:
Экспрессивный романтизм живописи Галины Быстрицкой.
Нежность воздушных акварелей Ирины Мамонтовой
Мистическая динамика форм и цвета, увлекающая сознание в мир созерцания, покоя, размышлений, в работах Элен Гера.
Добрые, наивные, смешные, причудливые картины Ирины Ратушняк.
Вычурные коллажи Екатерины Филипповой.
Проблема человечности, толерантности, ценности другого человека, его мира, взглядов, его души затронуты и в популярной в Европе комедии "Арт", которая зазвучала по-новому в постановке Дроздина, который использовал уникальные нетрадиционные решения в области театрального искусства. Пьеса разыгрывается в женских ролях, исполняемых Ольгой Николаевой, Дарьей Семеновой и Милой Тихоновой.
Репортаж:
Вывеска ПАВЗИЛИПОН, в переводе с греческого "Оставь заботы", приветствует каждого, и вслед за ней цитата Маркса "удрученный заботами человек нечувствителен даже по отношению к самому прекрасному зрелищу..."... Оставь заботы, всякий входящий сюда! В полумраке выставочного зала горели свечи, мерцанием своим освещая картины. Постепенно зал озарялся все более ярким светом. Свет наполнял каждый оттенок каждой из картин, которые неожиданно по-новому раскрывались перед зрителем, представ во всем своем великолепии. Картины - разные истории, техники, разные миры. По стенам между картинами разбросаны листья с афоризмами и прекрасными высказываниями, которые как бы озвучивали картины.
Мир Галины Быстрицкой - завораживающая экспрессия, провоцирующая действие по вектору добра и созидания. Много солнечного света, которым картина щедро делится с залом. При виде картины "Испанский берег"возникает непреодолимое желание помчаться туда вкушать радость жизни. "Пастух и стадо. Плющеево озеро" стоит маленьким особняком в представленных работах Галины, настроение восторга жизни сменилось уединенным покоем в размышлении отшельника, ушедшего в себя, чтобы быть ближе к Богу.
Мир Ирины Мамонтовой - изящество полутонов и размытых линий. Очарование загадочных предисловий к большой таинственной истории жизни. Маленькие изящные драгоценности, они требуют внимательного близкого изучения. "Уголок грез" - так можно было бы назвать эту часть экспозиции.
Как оппозиция на отдельной стене в противоположной стороне зала блестящие и изощренно вычурные коллажи Екатерины Филипповой.
Центральной
точной экспозиции стала картина "Солнце.
Дело № 21." Элен Гера. Картина с
изображением солнца лежит на полу, зритель
обходит ее, наблюдая изменения выражения
"лица солнца". "Предмет не меняется,
изменяется образ его в глазах смотрящего в
зависимости от фокуса. Концепция проста и
вечна - другой тоже может быть прав, видя
предмет иначе, или, если на изображение так
влияет положение смотрящего относительно
картины, что же говорить о предметах
сложных, изменяющихся со временем под
влиянием множества внутренних и внешних
факторов. Существует ли истина, или она лишь
точка в пространстве и времени, превращающаяся
в бессмыслицу вне ее?", пишет художница в
комментарии к своей картине, посвященной К.
(каждому, кому-то, кто умеет видеть и слышать).
На выставке представлены работы Элен Гера
из серий "Созерцание" и "Игры с
подсознанием". Глубокие, спокойные,
иногда с тонкой иронией, но всегда
энергоемкие, как хорошие книги. Интересны
работы из серии "Игры с подсознанием",
ряд которых предвосхищает высказывание
Волошина "И разум, исследивший все пути,
наткнулся сам на собственные грани".
Самой яркой из этих картин можно считать
работу "Инферно",
которая увлекает взор в глубь картины, в
загадочные соблазны, в неизвестность, в
другое измерение. Имиджи в картине
постоянно меняются, как будто она -живая. Не
имеет четко выписанных форм, но каждый
точно определяет смысловую нагрузку
картины.. "что-то драконистое,
соблазняющее, отвлекающее, манящее, как
мираж, в тьму". Противопоставляется этой
картине "Адамово Яблоко",
очень необычное по технике."Надкушенное
яблоко на фоне тела земли". "Меня
восхищают стихии. Кочующие дюны, оживляющие
образ земли, формирующие замысловатые
узоры на ее теле, стимулируют
воображение". "Это то, что не описать
словами, это заложено в подсознании и не
имеет названия. Это что-то материнское,
тепловатое, молочное, сакральное. Это, какое-то
начало, это то, что было до всего, простое и
необыкновенно сложное одновременно,
наполненное и полое, тугое и прозрачное, это
центр и в то же время ноль, это естественное
и искусственное, это плод и разум, чувство и
предчувствие. Такого рода картины не могут
подвергаться оценке, они просто существуют
отдельно, самобытно, они как будто дарованы
вечностью". Листья высказываний рядом: "Любовью
называется жажда целостности и стремление
к ней. Платон; «Любовь
заключена в образах, которые неотступно
преследуют разум. К этим привязчивым
видениям добавляется бесконечная
неслышная речь, обращенная к единственному
существу, коему посвящается все, что
предстает взору… Облик же дарует нам сны
ибо они не подвластны ни воле, ни корысти… Сны
по сути и есть образы»
Игривый мир детских сказок Ирины Ратушняк. Серии работ "Чашка художника" и "Арбузный мир". Веселые, выстроившиеся в ряд чашечки: "Острое кофе" - кофе со жгучим перцем; болтливая и глумливая чашка голубого цвета, "Чашечка с рыбками", "Чашечка-ракушка", которую саркастично назвали "ужин одинокой женщины". Рядом с ними вышагивают "Арбузы в арбузном марше". Великолепна работа "Чувствую тебя", только внимательно рассмотрев которую, можно постичь смысл изображенных арбузных губ.
На выставке представлено много работ, разных, но они не создают диссонанса, а сливаются в общую картину прекрасного мира гармонии.
О пьесе: Ясмина Реза - один из самых популярных современных драматургов Запада. Пьеса "Арт" поставлена на лучших сценах Европы и Америки и удостоена многих театральных премий, как "Мольер", "За лучшую постановку года", Лоуренса Оливье, "Тонни". Пьеса рассказывает о межличностном кризисе, возникшем между тремя друзьями. Многие западные критики отмечали гомоэротические интонации, проскальзывающие в остроэмоциональных выяснениях отношений героев. Можно предположить, что автор с иронией смотрит на процесс феминизации современных мужчин. Но ведь параллельно с этим происходит отраженный, не менее значимый, но значительно менее вербализированный процесс мускулизации женщин. Пьеса, при всей своей интеллектуальности, дает замечательный повод для театральной игры на грани фарса. И мы затеяли свою игру с этой пьесой, всего лишь поменяв пол персонажей и, соответственно, их имена. Текст приближен к оригиналу. "Ты говоришь, что тебе не хватает мудрости, а я отвечаю тебе: "ПОЧИТАЙ СЕНЕКУ!", - из диалога пьесы.
Сенека: "жизнь - счастлива, если она согласуется со своей природой. Такая жизнь возможна лишь в том случае, если, во-первых, человек постоянно обладает здравым умом, затем, если дух его мужественен и энергичен, благороден, вынослив и подготовлен ко всяким обстоятельствам; если он, не впадая в тревожную мнительность, заботиться об удовлетворении физических потребностей; если вообще интересуется материальными сторонами жизни, не соблазняясь ни одной из них; наконец, если он умеет пользоваться дарами судьбы, не делаясь их рабом. Мне не зачем присовокуплять, как ты и сам понимаешь, что результатом такого расположения духа бывает постоянное спокойствие и свобода ввиду устранения всяких поводов к раздражению и к страху. Вместо удовольствий, вместо ничтожных, мимолетных и не только мерзких, но и вредных наслаждений наступает сильная, неомрачимая и постоянная радость, мир и гармония духа, величие, соединенное с кротостью. Ведь всякая жестокость происходит от немощи."
...Вечная функция искусства - создавать зоны, внутри которых человек может втемную провалиться - в бездну, в Бога, в себя...
РЕЗОНАНС:
Арт-проект «Bell’Art. Женский взгляд» 2001 г.(театральный и арт-перформанс, экспозиция, светоинсталляция) первым поднял на повестку дня темы «Искусство Жить», "Искусство и взгляд женщины", проблематику различий мировосприятия мужчины и женщины и толерантности, как основы познания разных, но взаимодополняющих мировоззрений. Арт-проект имел широкий резонанс в обществе: Третьяковская галерея провела выставку "Женский Взгляд", появилась телевизионная передача "Женский Взгляд", излюбленным слоганом глянцевых журналов стало "Искусство Жить"...
Высказывания, использовавшиеся в выставке.
К. Маркс "удрученный заботами человек нечувствителен даже по отношению к самому прекрасному зрелищу..."
"Счастье – это разумность, очищенная от ложных мыслей, приобщение к науке, избавление ума от невежества, близость к божественному." Пифагор
"-Я понял, Учитель, что наши искания красоты, наше устремление к красоте, наконец, наше слияние с красотой есть то, что составляет половину нашей духовной жизни. -Это не половина духовной жизни, а это вся духовная жизнь. Из диалогов с Буддой
"Ни одно из творений рук человеческих не достойно сравнения с естественными ландшафтами, в едином порыве созданные Богом." П.Киньяр
"Наши первые идеи – ощущения." Платон
"Прекрасное – законченное выражение Добра. Добро же – законченное выражение прекрасного»Тагор
"И разум, исследивший все пути, наткнулся сам на собственные грани." М.Волошин
"Пока живем, мы должны учиться искусству жить." Сенека
"Существовать значит быть воспринимаемым"
"Любовью называется жажда целостности и стремление к ней. Платон;
«Любовь
заключена в образах, которые неотступно
преследуют разум. К этим привязчивым
видениям добавляется бесконечная
неслышная речь, обращенная к единственному
существу, коему посвящается все, что
предстает взору… Облик же дарует нам сны
ибо они не подвластны ни воле, ни корысти… Сны
по сути и есть образы»
"Мы
любим так, как матери любили нас. Мы повсюду
таскаем их за собой, всю жизнь носим в себе
недостаток материнской любви или ее
избыток" П.Киньяр
"Солнечный свет - единственно прекрасная вещь, ибо позволяет нам открыть для себя все творения Господни." П.Киньяр
"Вечная функция искусства – создавать зоны, внутри которых человек может втемную провалиться – в бездну, в Бога, в себя…"
Комментарии к картине «Солнце. Дело №21»
«Удивительно, что предмет не изменяется, изменяется образ его в твоих глазах, в зависимости от фокуса. Совершенно верно, что другой может видеть тот же предмет иначе. Искать ли истинный образ и как? Концепция проста и вечна – другой тоже может быть прав, видя предмет иначе, фокус же другой. Или если на изображение так влияет изменение положения (изменение интенсивности света), что же говорить о предметах сложных, изменяющихся со временем под влиянием множества внутренних и внешних факторов.
Существует ли истина, или она лишь точка в пространстве и времени,
субъективно отраженная в чьих-то глазах?»
Критика.
Еженедельная
Интернет-газета N27 (91)
22
августа 2001 г.Редактор
Николай Ефремов
Искусство прекрасного
Проект является попыткой, – надо сказать,
весьма удачной, – позиционировать свое
собственное направление в вавилонском
столпотворении современного искусства, в
первую очередь дистанцировавшись от
адептов безудержного эпатажа, а также от
феминистического движения.
Работы, представленные в Проекте, посвящены
вечным ценностям, которым поклоняется
Женщина: красоте и гармонии окружающего и
внутреннего мира, взаимоотношениям, любви и
всему прекрасному, что делает жизнь ценной.
Экспозиция выставки выстроена в форме
лабиринта, наполненного множеством вещей и
образов. Обращают на себя внимание очень
сильные картины маслом Галины Быстрицкой –
"Пастух и стадо. Плещеево озеро", "Frute
de`la mare", "Мальвы", пейзажи Парижа и
Венеции. Безусловным талантом веет от
картин Элен Гера "Облака", "Стоунхендж",
"Майский день" и др. Очень трудно
оторваться от картины Ирины Ратушняк "Ангельский
кот"... – впрочем, работ, заслуживающих
внимания, на выставке немало и перечислить
их все трудно.
В рамках Проекта Творческая мастерская "АктэМ"
представляет сценическую редакцию пьесы
французского драматурга Ясмины Реза "Art"
("Искусство"). Бывшая актриса, музыкант
Ясмина Реза – один из самых популярных
современных драматургов Европы; ее пьеса "Art"
сейчас идет на лучших сценах Европы и
Америки. Она посвящена взаимоотношениям
трех друзей, межличностному кризису,
спровоцированному покупкой одним из них
дорогостоящей картины модного художника.
Некоторые западные критики отмечали
гомоэротические интонации, проскакивающие
в остроэмоциональных выяснениях отношений
героев; можно предположить, что автор с
иронией смотрит на процесс феминизации
современных мужчин. Для российского
зрителя, если только он не относится к
определенным меньшинствам, это испортило
бы общее впечатление от пьесы, однако
проблема была изящно разрешена
оригинальным ходом: герои-мужчины были
заменены на женщин, и всё встало на свои
места.
Режиссер-постановщик пьесы – Андрей
Дрознин-младший, руководитель курса
Академии ритмического искусства; роли
героинь исполняют Дарья Семенова, Мила
Тихонова и Ольга Николаева.
Премьера состоялась 21 августа, на
представлении Проекта "Bell`Art";
спектакль будет повторен 22 и 23 августа;
начало в 19-00. На следующей неделе пьеса
будет сыграна несколько раз. Узнать о датах
и времени начала спектаклей и
забронировать места можно по тел. 795-24-44.
Выставка картин будет продолжаться до 31
августа. Адрес гостиницы "Катерина" –
Шлюзовая набережная, дом 6/1.
Мария Персанова, Москва:
В Москве открылась выставка произведений живописи и фотоискусства под названием "Белль арт. Женский взгляд".
Искусство прекрасного (Белль Арт) - это название нового проекта, представляющий собой произведения искусства, созданные женщиной. Первая акция в рамках этого проекта - выставка "Женский взгляд", которую открыла GeraGallery. На ней представлены лучшие последние живописные, графические и фотографические работы популярных российских художниц: экспрессивная живопись Галины Быстрицкой, нежностые воздушные акварели Ирины Мамонтовой, наполненная мистическим символизмом живопись Элен Гера. По мнению куратора экспозиции Элен Гера: "Мир женщины, ее позиция по отношению к окружающему миру, способность чувствовать и выражать его иначе, чем мужчина, рождает совершенно особое искусство". Все же, "Женский взгляд" - не феминистская выставка. Говорит Элен Гера:
Элен Гера:
Конечно же, проект не является чередой феминистических выставок. Может быть, даже идеи, которые представлены в этом проекте, диссонируют с какими-то модными постулатами феминистического движения. Потому что, прежде всего, ценностью мы считаем гармонию. Внутренняя гармония окружающего мира и красота, где нет борьбы, есть сотрудничество и объединение, потому что борьба - это всегда и разрушение. Каждую картину можно назвать гимном жизни.
Мария Персанова:
Внутренний мир женщины причудлив и непредсказуем, поэтому экспозиция "Женский взгляд" выстроена в форме лабиринта. Некоторые живописные работы на стенах лабиринта - это, так называемые, картины-книги. Они представляют собой целые истории. Об одной из таких работ говорит Элен Гера:
Элен Гера:
Например, эта картина называется "Тропинка в ад" или "Инферно", что в Риме истолковали бы как "преисподняя, тьма", но она не несет ничего отрицательного, ничего разрушительного. Хотя каждый понимает, что это как-то связано со злыми демонами, с искушением, с какой-то неблагодатной силой. Она есть, но она не присутствует в вашей жизни. Если вы долго будете стоять - вы чувствуете, как вы просто уходите в картину. Причем эта сила вас не атакует, она заманивает, провоцирует на действие, отвлекая вас от собственной миссии. И ваше действие – ваш сознательный выбор. И разве можно тогда винить другого за последствия сделанного вами шага, действия, выбора? Картина «Солнце. Дело №21» поднимает актуальную тему толерантности.
Мария Персанова:
Планируется, что выставка "Женский взгляд" в будущем посетит Милан, Рим, Лондон, Париж и другие города мира.
все права на использование названий и представленных на сайте идей и проектов защищены законом об авторском праве